28 апреля 2016 г.
В Правительстве РД состоялось совещание, на котором обсудили вопросы реализации в Махачкалинском морском торговом порту программы «Зеленый коридор». В рамках этой программы предусмотрено обеспечение комфортных условий для товарооборота сельскохозяйственной продукции между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран через территорию Республики Дагестан.
Открывая совещание, заместитель председателя правительства Шамиль Исаев отметил, что Иран является одним из основных торговых партнеров Республики Дагестан. Внешнеторговый оборот с ним за 2015 год составил 75,3 млн. долларов, в том числе экспорт — 10,1 млн. долл., импорт — 65,2 млн. долл. «У нас есть реальная возможность, благодаря «зелёному коридору» увеличить товарооборот между Ираном и Дагестаном. Махачкалинский порт – удобная точка для транзитного перевоза товаров через республику. Для реализации программы «Зеленый коридор» была образована межведомственная комиссия, которая в месячный срок должна представить соответствующие предложения Главе республики. Уже 16 мая в Астрахани должен пройти форум по межрегиональному сотрудничеству между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран, в рамках которого обсудят активизацию перевозок грузов по коридору «Север-Юг».
Министр промышленности торговли РД Юсуп Умавов добавил, что во внешнеэкономическом товарообороте Дагестан и Иран занимают одно из ведущих мест. «Только за 2015 год из Республики Дагестан в Иран вывозились злаки на 8,42 млн. долларов, корма для животных на 867,86 тысяч долларов, машиностроительное оборудование на 541,83 тысяч долларов, черные металлы – 91,53 тысяч долларов и т.д. Из Ирана в Дагестан ввозились овощи на 43,78 млн. долларов, фрукты и орехи – 12,13 млн. долларов, строительные материалы и цемент – 5,79 млн. долларов и др.»,– отметил Ю. Умавов.
Генеральный директор ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт» Ахмед Гаджиев доложил, что на сегодняшний день в порту функционирует около 20 причалов.
«По состоянию на сегодняшний день пропускная способность грузовых терминалов порта Махачкалы составляет 11,4 млн. тонн в год (из них: наливные — 7,9 млн. тонн в год, сухие — 3,5млн. тонн в год, в том числе мощность зернового терминала составляет 0,5 млн. тонн в год)»,– сообщил Ахмед Гаджиев.
Он также отметил, что в порту подготовлены площадки для принятия одновременно до 200 рефрижераторных контейнеров, что упрощает доставку из Ирана скоропортящихся товаров, таких как, например, овощи и фрукты, отметив, что через Махачкалинский морской торговый порт ежедневно переваливается до 15 тыс. тонн грузов.
В рамках совещания также было отмечено, что благодаря тесным экономическим связям с Ираном в Махачкалинском порту значительно выросли объемы международного товарооборота. Только в прошлом году в Иран отгрузили более 300 тыс. тонн российского зерна, а в перспективе планируется увеличить этот показатель до 500 тыс. тонн.
Генеральный директор Махачкалинского морского торгового порта также сообщил, что для улучшения взаимодействия морского и других видов транспорта в порту предполагается создание логистических транспортно-технологических систем, контейнерных терминалов и портового железнодорожного сортировочного парка. Порт является универсальным и может перерабатывать любые виды грузов как из Дагестана в Иран, так и из Ирана в Дагестан.
Отметим, что в конце 2016 года планируется завершение строительства нового современного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Махачкалы, который строится в рамках реализации федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)». Общая площадь пункта пропуска составит 27 тыс. кв. метров. Его оснастят современным оборудованием.
В рамках совещания также выступили представители дагестанской таможни, министерства сельского хозяйства и продовольствия РД и представители Россельхознадзора.
По итогам, заместителем Председателя Правительства Шамилем Исаевым даны поручения участникам совещания до 5 мая представить Минпромторгу информацию по дорожной карте в рамках реализации «зеленого коридора».